Причины и виды потребительского экстремизма

В настоящее время в судах по всей России рассматриваются множество дел, возбужденных по искам потребителей-экстремистов. Как правило, объектом потребительского шантажа становятся крупные компании, продукция которых очень популярна у россиян. Такие компании дорожат своей репутацией и добрым именем. Именно в расчете на это шантажисты и требуют неслыханных компенсаций в обмен на свое молчание. Ведь даже недоказанный факт все равно негативно скажется на имидже производителя.

Исходя из анализа деятельности в сфере потребительского экстремизма можно выделить следующие причины возникновения такого явления как потребительский экстремизм. 

  1. Крайне несбалансированное законодательство по защите прав потребителей, допускающее возможности злоупотребления правами;
  2. Презумпция виновности продавцов и производителей при рассмотрении дела в суде;
  3. Отсутствие необходимости в  профессиональных навыках и какого-либо значимого капитала для организации экстремисткой деятельности в сфере защиты прав потребителей;
  4. Нежелание объектов нападений придавать публичной огласке нарушения в выявленные потребителями – экстремистами, нежелание допускать эскалацию конфликта.

Экстремизм и законные требования покупателя - вещи разные. И нужно отличать юридически образованного гражданина от мошенника. Однако для многих понятие "права потребителей" стало чуть ли не синонимом легких денег, хотя о границах своих прав они имеют весьма туманное представление, вспоминая о них только в крайнем случае.

Многие потребители о покупательском экстремизме не осведомлены, в суд никогда не обращались и избегают любых конфликтов. Однако число судебных исков от потребителей с каждым годом растет. Вероятно, социальные нормы учитываются далеко не всеми гражданами или некоторые из них считают такое поведение приемлемым.

Виды потребительского экстремизма

Шантаж. Мотив деятельности – получение определенной денежной суммы и выгод за отказ от действий по привлечению продавца к административной ответственности, предъявления имущественных и неимущественных требований. Откупаясь, продавец провоцирует повторные нападения. 

Инициирование проверок со стороны гос. органов. Мотив деятельности - моральное удовлетворение.

Иниуиирование судебных споров. Мотив деятельности – взыскание денежных средств. Характерная черта данного вида потребительского экстремизма - неадекватное соотношение основной суммы иска и расходов, предъявляемых к возмещению.

Механизмы противодействия потребительскому экстремизму могут выражаться в превентивных мероприятиях и в ответных действиях. В качестве превентивных мероприятий можно использовать организацию работы с недовольными потребителями, что позволит уменьшить риск появления индивидуальных экстремистов, целью которых является моральное удовлетворение. Систематизация и анализ информации о развитии потребительского экстремизма и различных форм его проявления также является одной из мер противодействия этому явлению.

Предлагаем вам ознакомиться с  информацией о юридической компании  "ЮРАКС":