Ответственность за продажу контрафакта на маркетплейсах

Ответственность за продажу контрафакта на маркетплейсах

Когда правообладатель выявляет нарушение интеллектуальных прав, продавцу контрафакта направляется досудебная претензия.

До передачи дела в суд есть шансы урегулировать вопрос по обоюдному согласию, ограничившись компенсацией и выведением товара из оборота. Если нарушитель отказывается сотрудничать и продолжает торговлю, юристы правообладателя могут обратиться в суд.
Продавцы, надеясь на безнаказанность или из-за правовой неграмотности, продолжают продавать продукцию, но правосудие, в большинстве случаев, оказывается на стороне владельца прав.

В таком случае сумма компенсации значительно увеличивается, ведь по решению суда продавец выплачивает не только компенсацию, но и покрывает судебные издержки — и все это в принудительном порядке. Ответственность за реализацию поддельной продукции варьируется от гражданско-правовой до уголовной в зависимости от объема правонарушений. Продажа даже одной копии может стать причиной для привлечения к гражданско-правовой ответственности.
За распространение поддельной продукции размер компенсации варьируется от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Также возможны варианты компенсации в объеме двукратной стоимости товара или двукратном размере права использования.
Бывают случаи, когда контрафакт обнаруживают на границе.
Это более серьезное правонарушение, и продавцу могут грозить уже два судебных дела: с государственным органом и с правообладателем.Чем масштабнее правонарушение, тем весомее дополнительные штрафы: физические лица могут обязать к выплатам до 10 000 ₽, юридические — от 50 000 до 200 000 ₽.Особо крупный ущерб может стать причиной для привлечения к уголовной ответственности. Санкция альтернативна: штраф до 200 000 ₽ или лишение свободы до 2 лет.Если продавца подделок уже привлекли, например, к административной ответственности, правообладатель может обратиться в суд с гражданским иском. Таким образом, на одного нарушителя будут заведены несколько дел.